Домино́ — пришедшая из далекой древности игра, в которой требуется выстроить цепочку из костяшек (так же - «костей» или «камней»), складывая их сторонами с совпадающим очком. В некоторых странах Индонезии домино является национальным видом спорта.
Описание набора домино
Типовой набор домино содержит 28 костяшек, которые представляют собой прямоугольные плитки. Их аверс разделен линией на две одинаковые, каждая из которых содержит от шести до нуля точек. Существуют специальные наборы домино, в которых количество точек может составлять девять, двенадцать, пятнадцать или восемнадцать. На реверсе кости обычно изображается какой-нибудь рисунок.
Сами костяшки делают из кости (слоновой или простой), пластмассы или дерева, а иногда вместо них используется колода карт. Кроме традиционного домино существуют и другие разновидности этой игры.
Количество костей в домино высчитывается по количеству сочетаний числа точек по формуле (n+1)×(n+2)/2, где n — максимальное количество точек. Таким образом, обычный набор домино содержит 28 костей.
Существуют так же другие варианты домино. Например, в китайском наборе, являющимся родоначальником «западного», есть 32 кости, но «пустые» частей в нем отсутствуют, зато содержится несколько дубликатов парных костей.
История домино
Предшественником домино была индийская игра, в которой каждая косточка представляла собой итог бросания двух игральных кубических костей. Изначально эта игра была предназначена для знати и костяшки домино изготавливались из слоновой кости с вставками из черного дерева. Теперь домино обычно делается из черного материала с белыми вставками.
В I-II вв до н.э. игру ввезли в Китай, и со временем на ее основе появилось еще около 50 вариантов – как с черно-белыми костяшками, так и с разноцветными. Сами игры имеют невероятно поэтичные названия: «прыжок газели», «войти в пагоду», «гвоздики в тумане» и так далее. Так же китайское домино позже развилось в игру Маджонг, популярную в США в 20-х годах прошлого века.
В Корее и Индии костяшки домино до сих пор используют для гадания на судьбу. Такие костяшки считаются священными и не имеют другого употребления.
В XVIII веке благодаря Марко Поло домино появилось в Италии, где кости немного укоротились, избавились от различных классов костей и от дубликатов, а вместо этого приобрели семь дополнительных костей с половинками «пусто».
Существует версия, что создание домино принадлежит монахам-доминиканцам, так как «домино» называлась одежда членов этого ордена – черный плащ с капюшоном, а так же собственно название игры в домино является «отпрыском» латинского корня «dominans», означающего – «господствующий, главный», и являющегося началом обращения в католическом богослужении: «Dominus vobiscum» («Господь, да пребудет с вами»).
Есть гипотеза, что в домино зашифровали основную систему мироустройства – Универсальный Закон Гармонии макро- и микрокосмоса: игра в домино имеет семь чисел (от 0 до 6), что, в частности, символизирует семеричное строение Вселенной и семь планов бытия.
Правила игры
Игра предназначена для двух-четырех игроков. Если играет два человека – сдают по семь костяшек, а если три или четыре – по пять, остальные же остаются в резерве («на базаре»). Игрок, получивший дубль 6-6 или 0-0 (в зависимости от вариации правил), начинает игру. Если ни один из игроков не получил дубля 6-6, разрешается начать играть дублем 5-5 и так далее. Если на руки игрокам не выпало ни одного дубля, разрешается начать игру с костяшки, имеющей наибольшее число очков (к примеру, 5-6).
Следующий игрок должен выложить костяшку, у которой очки на одной половине кости совпадают с очками уже выложенной. Если у него нет подходящих костяшек, нужно брать их «из базара».
Когда один из игроков выставит последнюю костяшку, игра заканчивается. Так же вероятен такой конец – не смотря на оставшиеся на руках костяшки, игроки не могут подобрать ничего к уже имеющейся цепочке. Это называется «рыба», и выигрывает тот игрок, который сделал ход последним.
Потом подсчитываются очки оставшихся на руках костяшек, и победителю засчитывается сумма всех очков. В случае окончания игры «рыбой» выигравшим считается игрок, оставивший на руках костяшки с меньшим числом очков, и ему в выигрыш записывают разность суммы очков у остальных игроков и его собственных. Играть можно до заранее установленного числа – ста или двухсот очков.
Разновидности игры
В России получило распространение несколько вариаций игры, причем одна и та же разновидность в разных областях и регионах а так же в различных слоях общества может иметь разные названия и нюансы правил.
Обозначу наиболее распространенные варианты игры в домино.
Козёл
Популярнейшая разновидность игры, предназначенная для двух-четырех игроков. Каждому сдается по 7 доминошек, и право первого хода получает игрок, получивший дубль 1-1 или другой наименьший. Последнюю костяшку «из базара» забирать запрещается. Следующий раунд начинает победитель предыдущего, или тот, кто устроил «рыбу», а все остальные записывают себе сумму очков на оставшихся у них доминошках, причем начать запись можно только с 13 очков. Тот, кто первым набрал 101 очко, объявляется проигравшим – «козлом».
Распространен вариант игры «пара на пару» - 4 игрока разбиваются на 2 команды, сидящие по диагонали, напротив друг друга.
Морской козёл
Усложненный вариант козла обычного. В игре так же участвует 2-4 игрока, но четыре человека обязательно играют парами.
- Победитель раунда записывает себе сумму очков на домино всех остальных игроков.
- Количество очков, с которых можно начинать запись должно быть не меньше 25.
- Если кто-то другой набрал больше 25 очков, то счет в раунде у всех обнуляется.
- Побеждает игрок, который набрал 125 очков.
- Игрок может выставить два дубля с двух сторон цепочки одновременно.
- Если игрок, который начал записывать себе очки, начинает раунд с дубля 6-6 («на 100») и выигрывает его, он автоматически становится победителем игры, но если он проиграл, и у него на руках осталось больше 24 очков, то он получает звание «свояка» и проигрывает всю игру.
- Игрок, который закончил раунд дублем 0-0, выигрывает всю игру, и называется «лысым козлом».
- Игрок, который закончил раунд дублем 6-6, выигрывает игру, если у проигравшего насчитывается более 24 очков. Если же у проигравшего меньше 25 очков, то закончивший раунд игрок начинает следующий с дубля 6-6 («на сто»).
- Игрок, у которого в конце раунда осталась только костяшка с дублем 0-0, получает 25 очков; костяшка с дублем 6-6 – 50 очков; если у него осталось две доминошки с дублям 6-6 и 0-0, то ему засчитывается 75 очков
- Игрок, поставивший «рыбу», называется «рыбаком», причем дубль последней костяшкой не считается.
- Если «рыбак» оставил на руках менее 25 очков, а другие игроки больше, то «рыбак» является победителем раунда, и в следующем имеет право сделать ход «на 100».
- В случае выигрыша «рыбой» и если у других игроков осталось на доминошках 25 очков и больше, то это называется «списанная рыба».
- Если «рыбак» оставил на руках больше 25 очков и больше, чем у других игроков, то он может «списать рыбу», и в следующем раунде имеет право пойти с любой доминошки.
- Если «рыбак» не сумел списать «рыбу» с трех попыток, то его считают проигравшим, и право хода «на 100» переходит к другому игроку.
- Если при «рыбе» у обоих игроков остается на руках одинаковое число очков, то ситуация назыввается «яйца».
- «Яйца» разыгрываются с дубля 1-1.
- Если при «яйцах» не удалось разыграть их с трех попыток, то их считают «протухшими» и раунд не засчитвается.
Спортивное домино
Еще одна вариация Козла для двух пар игроков. Отличия:
- Раунды начинаются по очереди.
- Костяшки следует устанавливать на подставки.
- Количество раундов должно быть кратно четырем (4, 8, 12 и т.д.) и оговаривается заранее.
- Победителем считается пара, записавшая соперникам больше очков.
Осёл
Вариация Козла для 2-4 человек. Отличия:
- К первому выставленному дублю доминошки можно приставлять с четырех сторон, образуя крест а не цепочку.
- Игрок может выставить несколько дублей с каждой стороны «креста».
- При выставлении дубля можно его «закрыть», то есть, перевернув доминошку аверсом вниз, запретить продолжать эту сторону «креста». Если игрок выставляет несколько дублей за один ход, то он может открыть или закрыть несколько концов «креста».
- Если первая выложенная доминошка не является дублем, следующий игрок может закрыть два дубля одновременно, что обычно заканчивает игру и начинается подсчет очков.
- Собственно подсчет очков схож с «козлиным» - партия длится до 101 очка, чтобы начать запись, нужно набрать минимум 13. Если игрок набрал меньше 13, его счет «запоминается» до следующего раунда. Если в нем на этого игрока ничего не записано и не запомнено, счет сбрасывается.
Телефон (Блоха; Домики)
Эта вариация игры отличается от остальных способом набора очков.
В игре участвует либо 2 игрока, либо 2 команды по 2 игрока, каждому выдается по 7 доминошек. Первый дубль, которой закрыли с двух сторон, называется «домом», и к нему теперь можно приставлять доминошки с четырех сторон. Первый раунд начинается с игрока, получившего доминошку 2-3, последующие начинает игрок, выигравший предыдущий, причем он имеет право начать игру с любой костяшки.
- Очки начисляются, когда сумма очков на разных концах «креста» является кратной пяти.
- Игрок, оставшийся с доминошками, списывает себе оставшиеся очки (так же если они кратны пяти, с округлением в меньшую сторону).
- Если играют командами, очки набираются и списываются с обоих членов команды.
- Партия идет до 225 очков и обычно состоит из 10-15 раундов. Если оба игрока/команды набрали по 225 и более очков, объявляется ничья.
- Существует вариант, когда за один ход позволяется выставлять до 4-х дублей – по одному с каждой стороны креста.
Маггинс
Вариация домино из Англии.
Для двоих игроков раздается по 7 доминошек, для троих-четырех – по 5. Первый игрок может начать с любой костяшки. Первый дубль открывает «крест», или четырехстороннюю цепочку. Дальше доминошки могут пристраиваться со всех четырех концов.
- Очки начисляются, когда сумма на концах «креста» кратна пяти.
- Игрок, окончивший игру, получает десять очков.
- При окончании «рыбой» выигравшим считается игрок, оставивший на руках меньше очков. Ему записывается разность суммы очков у других игроков и его очками (с округлением до пяти).
- Игра идет до 200 очков.
Генеральский козёл
Вариация для двух команд по 2 игрока, которые располагаются по диагонали друг от друга (1,3 и 2,4). Каждому игроку сдается по 7 доминошек, раунд начинается с дубля 1-1, игра ведется «цепочкой». Цель – закончить ее дублями 6-6 и/или 0-0, причем игроки одной команды могут подавать друг другу сигналы об имеющихся на руках дублях (например, при 0-0 – нужно подмигнуть, при 6-6 – надуть щеку).
- Нельзя заканчивать игру «рыбой» - этот раунд не будет считаться.
- Игра оканчивается, если у кого-то из игроков закончились доминошки.
- Проигравшим считается игрок, чей ход должен наступить после игрока, выложившего последнюю костяшку или дубль 0-0/6-6. Он мешает доминошки для следующего раунда и объявляется Генералом.
- Считается только общее количество «генералов» на команду.
- Возможен вариант игры для трех и четырех команд – получившая «генерала» команда уступает место ожидающей.
Существует разновидность, в которой закончить раунд можно только дублем 0-0, причем подсказывать напарнику запрещается.
Колбаса
Вариация домино для двух человек. Каждый получает по 14 костяшек, уложенных в линию лицевой стороной вниз. Первый игрок берет одну костяшку справа со своей линии и выкладывает ее на стол. Возможен вариант, когда игра начинается с дубля, а игроки таким образом могут ознакомиться со своими доминошками.
Смысл игры состоит в том, что необходимо строить две линии от первой костяшки по правилам классического домино. Когда две линии совпадают по количеству доминошек, игрок имеет возможность «отрезать колбасу», или, говоря проще, закрыть его линию поперечной костяшкой.
Если взятая справа доминошка не подходит для колбасы, ее откладывают в линию игрока слева и ход переходит к другому игроку.
Раунд может закончиться «рыбой» или когда у одного из игроков не останется домино, и второму записывается количество оставшихся у него очков.
Следует заранее оговорить, до скольких очков идет партия.
Принцип домино
Это цепочечное распространение (цепная реакция) определенного явления под действием какого-либо фактора, который влияет на первый элемент цепи.
Проводятся специальные демонстрации падения костяшек домино, обычно приуроченных к Дню домино, который ежегодно проводится в Нидерландах с 1986 года. Там устраиваются соревнования на построение как можно более протяженной демонстрационной цепи, цветным домино «рисуют» целые картины!